Моя история: Татьяна Марголина

Об интуитивном познании мира, силе звука и радости дышать

Автор текста: Анастасия Татарова-Иванова

«Каждый человек креативен. Это слово – не русское, и если обратиться к первоисточнику, то «create» — создавать, делать что-то новое. Мы часто не замечаем, как обрабатываем информацию, адаптируем «под себя» разные вещи, находим решения, даже самые повседневные. И это происходит интуитивно, на подсознательном уровне.
Что этому мешает? Мы постоянно себя контролируем — что обо мне подумают, как я выгляжу, как я сейчас к себе отношусь. Если контроль опускаешь, вместо него приходит интуиция. И креативность. Начинаешь делать что-то не только потому, что много думал об этом, но и потому, что смотришь на ситуацию с чистого листа. И в результате видишь ее по-другому».

Татьяна Марголина – партнер и координатор проекта «Скажи жизни ДА!». Развивающий педагог, психолингвист, учитель-логопед, звуковед, коуч, продюсер, Фельденкрайз-практик. Создатель мастерской «Движение звука». Руководитель гармонического хора «ОбертОния». Водный и горный турист. Спикер воркшопа Креативность: включить, развить, использовать.

Проекты Татьяны:
Блог 
• Мастерская «Движение звука»
https://vk.com/sound.movement
https://www.facebook.com/groups/sound.movement
Хор «ОбертОния» 

— Таня, здравствуй. Особенно рада делать сегодняшнее интервью, так как гостем являешься ты. Мы с тобой работаем уже почти полтора года. И я очень благодарна тебе за поддержку, твой интерес и активную работу в проекте. Могу сказать что ты – отличный партнер. Наконец-то ты будешь и спикером нашего воркшопа по теме креативность. А чем тема креативности тебе важна и интересна как для человека и как для профессионала?
— Если брать креативность как «create» — создавать, то в принципе, мы рождены в этом акте создания, креативности. Я считаю, что каждый наделен этой способностью и для меня важно, чтобы в своей свободе выбора я могла выбирать то, что моей природе близко. До сих пор основная сфера моей деятельности – помогающая. И здесь я смотрю на природу детей и взрослых, которые ко мне приходят. И из их талантов, из их креативности стараюсь строить работу. И для меня еще это про осознанность, потому что если брать за основу теорию Фельденкрайза об осознанном движении, если ты одно и то же действие можешь выполнить, как минимум, тремя разными путями, твоя нервная система отдыхает, получает новый импульс нейронной связи, и ты можешь легко делать это движение, выбирая. Вот младенец усваивает движение — это его первое проявление креативности — в движении, в звуках. То есть, он может познавать себя и мир без каких-либо рамок, без формальностей. Но со временем мы начинаем забывать о своей способности создавать новое. И я за то, чтобы в жизни, в профессии создавать новое для себя. Возможно, другие люди к этому пришли, возможно, книги написаны, сделаны научные открытия. Но если ты для себя открываешь что-то новое, ты уже креативен для себя.

— Как специалист ты стараешься работать исходя из креативности каждого человека. А как ты для себя ее нащупываешь, как определяешь? Как ты помогаешь самому человеку понять, что вот в этом направлении двигаться, в этом его креативность, вот здесь копать надо?
— Поскольку больше всего опыта у меня есть в работе с детьми, то здесь когда я начинала работать как преподаватель информационных технологий с тинэйджерами 15-18 лет, я поддерживала их инициативу, давала возможности для проявления лидерских качеств. Если говорить о детях дошкольниках или младших школьниках, то это, конечно, игра в первую очередь. Ребенок на занятии хочет двигать глазами, ногами, то есть, у него есть предрасположенность к танцам или аналитические способности. В особенности если глазами ребенок двигает, значит у него тогда очень высокий мыслительный процесс. Я подпитываю его, предлагаю, чтобы он придумал свою игру, например. То есть, ребенок становится ведущим в той игре, которую он придумал. Как правило, эти игры уже существуют, но дети придумывают их для себя.

— Слушай, а на твой взгляд, за счет чего это происходит и как, например, взрослому человеку вспомнить об этой своей способности или ее активировать?
— Есть исследования, что у ребенка 3-5 лет дивергентное мышление (способность находить множество вариантов решения задачи и по-разному интерпретировать условия задачи) на 98%, а через 5 лет – уже только на 50%. У всех людей есть способность к гениальности, а с возрастом она обычно исчезает. Это в первую очередь связано с получением массового образования: «есть один ответ, и он в конце учебника».
Взрослым можно возвращать и активировать способности к талантам через создание условий для осознавания того, что мы каждый момент можем друг для друга быть поддерживающей основой. Надо только вспомнить себя, увидеть ответы от Вселенной, от мира. Все, что нас окружает, приводит к лучшему. И находить полезные взаимосвязи в этих разных-разных знаках.

— А за счет чего у детей это получается?
— Когда дети не боятся быть спонтанными и выражать себя — это получается легко. А если взрослые замечают и развивают эту способность, то она из спонтанной становится уже навыком. И будет сопровождать ребенка по мере его взросления. Я очень часто говорю родителям, что их дети творческие, талантливые и в чем-то даже гениальные. И тут важно отмечать: а в чем конкретно, и развивать это.
И я думаю, что если взрослый будет принимать себя и прислушиваться к своим новым откликам, которые он создает в каждый момент — я проснулся, что нового сейчас есть в ощущениях, что захотело подвигаться у меня сейчас первое — рука, нога, глаз, нос и тд, то это уже будет большим шагом вперед.  То есть, новый день уже создает какие-то новые штуки и это есть в любом моменте. И если доверять и принимать себя, то можно открыть в себе креативность как в мелочах, так и в каких-то больших вещах, связанных с бизнесом, с семьей.

— Таня, ты – коуч, звуковед, психолнгвист. Расскажи о своих профессиональных компетенциях. Про что все это для тебя?
— Каждая моя профессиональная компетенция усиливает другую, что дает мощный эффект синергии. Фундаментальное образование у меня — это коррекционный педагог, дефектолог, специализация «учитель-логопед». И здесь очень важны 4 базисных дисциплины: медицина, лингвистика, педагогика и психология. В этой профессии очень много практики. Я мечтала в детстве быть певицей, в 6-8 классе актером, где-то с 9-10 класса возрастным психологом, но мне тогда посоветовали пойти на логопедию. Как оказалось, она вбирает по чуть-чуть от всего. И сейчас запросы от семей, клиентов действительно становятся более широкими. И теперь я планирую выступать больше в роли фасилитатора-консультанта и коуч-методиста. Я считаю, что возможно с помощью систематических, но не частых консультаций организовать связи и взаимообучение внутри семьи, команды, а стороннего специалиста привлекать только по необходимости.
Далее была магистратура по психолингвистике. Диссертационное исследование я писала на примере билингвизма детской речи. Практическую психолингвистику я понимаю как связь речи, мышления, сознания. Психолингвистика изучает как слышимую речь, так и мыслительный процесс. Поскольку мысли связаны с вербализацией, мыслим мы все равно, как правило, либо глаголами, либо существительными-образами. И это отражается на действительности — как мы мыслим и как мы говорим. И надо заметить, что практическая психолингвистика больше используется в работе с взрослыми людьми, командами. Послушав речь взрослого человека, я могу предположить, какие есть особенности мышления, насколько осознан человек, и как он может общаться более эффективно в семье и в бизнесе.
Что касается звукотерапии, то в классическом варианте, например в тибетской или европейской традиции, она направлена на исцеление. Это подразумевает, что обращающийся «болен», а я искренне вижу людей здоровыми.
Поэтому сейчас хочу называть то, что я двигаю, новым термином. Я даже немного волнуюсь, так как впервые официально публикую это в общем пространстве сети Интернет. Это термин с двойным значением — звуковЕдение и звуковедЕние. Просто разные ударения, а написание одно. ЗвуковЕдение подразумевает то, что я знаю о звуке, тишине, вибрациях и об их влияниях. Я знаю о разных школах, я могу делиться своим опытом, но каждый человек сам является для себя целителем. Ведь каждый уникален, и у одного будет работать одного, у другого – другое. То есть, каждый для себя может быть звукотерапевтом. А я просто создаю возможность как звуковед и показываю, как звук может работать.
В термине звуковедЕние больше музыкальности. Дело в том, что издавна музыка является первоначальной культурой, после нее возник уже танец, движение, какие-то обрядовые вещи. В звуковедЕнии важно движение звуков, плавность и переход, гармоничность. Если в некоторых звукотерапевтических школах звуки могут быть неприятные, даже шокирующие, они могут быть болезненными в разных точках тела, то с позиции звуковедЕния идет еще непосредственная гармонизация и эстетическое удовольствие от этих школ и практик.

Майндсеты1  Татьяны Марголиной 

Развивая — развиваешься сам. С благоДАРностью и благоПОЛУЧием – это две стороны одной медали.
• Доверяй своему чистому разуму (интуитивной логике присущей только Тебе).
• Развивай полярности, чтобы прочувствовать весь спектр нюансов. Можно быть разным внешне, но стабильно динамичным внутри
• Ты ОТВЕТственен за всё то, что в тебя входит и выходит. И мир посылает Тебе на это определенные ответы (задачи для решения).
• Будь честен прежде всего с самим собой, и делай свою жизнь уютной и комфортной для СЕБЯ.

1Майндсеты (Mindsets) — установки и жизненные настройки, способ мыслить и воспринимать информацию, пропуская ее через свой внутренний фильтр.

— Все это невероятно интересно. А ты для себя в своей жизни как это используешь?
— Я начала в этом существовать почти с самого рождения, я помню матушкины колыбельные (улыбается). Как только я научилась ходить, я попала в домашний театр по методике Карла Орфа. Это музыкально-двигательный театр с инструментами, со звучанием. Я всегда мечтала играть на арфе и на органе (а они считаются музыкотерапевтическими инструментами). В юности я освоила фортепиано, гитару, варган, флейту бансури, окарины, губные гармоники. Но больше всего я звучала сама. С 1998 года я уже осознанно пошла в саморазвите через звук и тело. Я начала заниматься у Ольги Анисимовой и Галины Парфеновой (школа «Радость звучать») звуко-двигательным практикумом и пением обертонов в ново-европейском стиле. Это дало очень большую психоэмоциональную разгрузку. Регулярные занятия с преподавателем, плюс одно-два поддерживающих занятия дома, давали возможность полноты ощущений, полноты жизни. И сейчас до сих пор, я считаю, это самая безопасная методика, которую я знаю, и она подходит всем: и детям, и взрослым.
Параллельно более углубленно изучала особенности пения русских песен с прогуживанием Ярославом Красновым и Евгением Белозеровым. И здесь есть возможность еще проживать архетипы, потому что в каждой народной песне, а в русской тем более, заложены глубокие тексты с метафорическими значениями. Тотальное звучание всем телом дает певица Полина Руновская.
Потом уже непосредственно звукотерапию я изучала у Марии Дьяконовой в школе «Лад». И эта система дала мне понять, что можно действительно лечить внутренние органы, в первую очередь печень, почки, селезенку, все что несет на себе нагрузку выделительной системы, кроветворной системы, гармонизировать каналы, гармонизировать мужское и женское в себе. Данная школа опирается на волновое движение, работу с голосом: обертонное, горловое пение и работу с образом, знание тибетских и других сакральных школ.
Сейчас я обучаюсь тонкому слуху в теле и созерцательному пению у знатока санскрито-европейской культуры, парижского профессора, звукотерапевта Егора Даниловича Резникова. В Петербурге подобным занимается глубокий востоковед и этно-музыкант полиинструменталист Сергей Гасанов. Его «Школа резонансных звучаний» открыта для каждого. Интересно мое содвижение и в голландской методике Арнольда Мейса.
Еще хочется отметить, что в целом можно отнести эти практики к трансперсональной психологии и к телесно-ориентированной терапии. На самом деле самое важное для меня здесь — это услышать свою тишину, и затем многоцветие за этой тишиной. Опустить свое внимание с головы в тело, прочувствовать тело, прочувствовать вибрации, прочувствовать высвобождение блоков и наполнение силой необходимых областей тела — вот это моя самоцель практик.

— А почему ты участвуешь в проекте «Скажи жизни ДА!»? Что это дает тебе лично?
— Мне интересно, что проект действительно направлен на поддержку людей, он привлекает много разных людей, успешных людей. Успешных не в плане социальных статусов, а в том смысле, что они успели добиться в жизни своих целей, ставят новые цели, они успевают развиваться в разных направлениях. Если честно, мне важно быть в соприкосновении с этими людьми. Если раньше я была все время в своем окружении, то работа в проекте «Скажи жизни ДА!» мне помогает видеть больше людей, подходов, путей развития.
Я по жизни очень мало читаю, мало чего-то смотрю-слушаю и, в основном, какие-то знания или какие-то вещи ко мне приходят из непосредственного обучения или из интуитивных каналов. И проект позволяет мне соприкоснуться еще с большими, фундаментальными знаниями, современными трендами. Я все время слежу и за спикерами, и за статьями, и за воркшопами. Это меня очень сильно поддерживает.

— У тебя есть своя история «входа» в проект. Поделишься?
— Да, так сложилась жизнь, что полтора года назад я была коучем для автора проекта. То есть для тебя (смеется). И после трех сессий я поняла, что мне этот проект интересен. Мне в этом проекте откликнулась возможность делать великое в малом. Так, как это возможно на сегодняшний день. Но это действительно очень важные шаги для того, чтобы мир высветить, сделать его светлее и чище. Примерно тоже самое я делаю и в своей непосредственной работе. И я очень хочу развития до планетарности.
И еще для меня очень важно, что в этом проекте нет деструктивных процессов.

— Огромное тебе спасибо. Мне приятно это слышать, так как это и есть основная идея проекта как я ее задумывала. А какой твой способ говорить жизни «ДА!»?
— Для меня, наверное, говорить жизни «ДА!» — это дышать. Осознавать и наблюдать за этим процессом. Иногда мы затаиваем дыхание. Иногда перекрываем себе дыхание, как раз когда есть блоки «Нет», и они нам дают обратный сигнал для того, чтобы видеть куда направлять ресурс. Так или иначе, всегда есть возможность продышать наши блоки. И тогда мы начинаем дышать расслабленно полной грудью, животом, каждой клеточкой и пространством вокруг. Дышать и радоваться жизни.